Солоухин Владимир Алексеевич


Мир — не только руки, встретившиеся в рукопожатии, это даже не голубь, несущий в клюве оливковую ветвь. Мир — это пчела, сидящая на цветке.

В. А. Солоухин

Владимир Солоухин родился 14 июня 1924 года в селе Алепине (ныне Собинского района Владимирской области) в крестьянской семье. В начале 60-х прошлого века заинтересовался русскими иконами, стал поборником бережного отношения и внимания к ним, собирателем и специалистом по истолкованию и технике иконописи. Этой теме посвящен его роман «Черные доски», к которому  мы ещё вернемся. Владимир Алексеевич очень много писал о  русской деревне.  В 1975 году в журнале «Москва» была опубликована автобиографическая повесть «Приговор», где главному герою (от лица которого ведётся повествование) ставится онкологический диагноз и проводится хирургическая операция.

В наследии писателя особое место занимает автобиографическая проза, в которой автор осмысляет историю России XX века. Книги писателя пронизаны тонким юмором, наполнены большой любовью к своим героям, нередко непутевым и совсем не положительным. Его персонажи очень узнаваемы и близки нам, они живут рядом, ходят по тем же улицам и живут одной с нами жизнью. Именно поэтому его книги до сих пор современны и очень интересны. Умер Владимир Алексеевич 4 апреля 1997 года в Москве. Отпевание прошло в Храме Христа-Спасителя в Москве. Владимир Солоухин был первым, кто был отпет в храме после его открытия. Похоронен в родном селе Алепине.

 

Этот роман автор задумывал как записки коллекционера, собирателя редких русских икон. Постепенно писатель увлекся, и получился хватающий за душу рассказ о разрушении церквей не только в Москве, но и по всей России. Кроме того в книге подробно описана история возведения Храма Христа Спасителя. О том, как по всей России собирали копеечки на постройку, как работали самые лучшие художники, когда пришло время расписывать стены, сколько в Храме было установлено мраморных досок с именами героев войны 1812 года.

Когда большевики приняли решение снести Храм, сами стены очень долго сопротивлялись взрывам, Уничтожить Храм до конца так и не удалось, и потом  на старом фундаменте его и начали возрождать. А ещё здесь рассказывается об удивительно красивом месте старой  купеческой Москвы – о Зарядье. Его уже давно нет, Зарядье было снесено полностью, вместе с кружевными церквями и пряничными домиками зажиточных купцов. На его месте была построена гостиница Россия, которой тоже уже нет. Вот так странно устроена наша жизнь. Читайте книги Владимира Солоухина, и загадочная русская душа станет Вам чуточку понятнее.

 

Из отзывов читателей

migalka (4 июля 2013 г., 01:23) :
Моя десятка, поставленная автору «Чёрных досок» - это всего лишь МОЯ десятка. Это тот случай, когда находишь СВОЕГО писателя, СВОЮ книгу. Во-первых, Солоухина на Владимирской земле считают своим писателем, хотя он много лет жил в Москве. Поэтому его очерки, записки-путешествия по Владимирским местам с такими знакомыми названиями, где я много раз бывала (Петраково, Олепино, Кишлеево, Ставрово…) кажутся близкими и дорогими. Во-вторых, я очень люблю книги, в которых есть определённая степень познавательности.
В «Чёрных досках», например, целая глава посвящена истории русской иконы, сюжетам, объяснению многих терминов, связанных с иконописью, строению иконостаса в православных храмах и пр. Написана она простым, живым образным языком и при этом может вполне стать маленьким учебным пособием для тех, кто хочет быть в теме.. В-третьих. Интересный момент. По ходу чтения книги у меня периодически возникали вопросы. Ну, например: а почему это было именно так? …А не является ли это противоречием тому, что он только что писал? А не слишком ли это упрощено? И чудо! На эти вопросы я получала ответы уже на следующей странице. То есть, нельзя сказать, что я «читала» Солоухина. Точнее будет сказать: я «беседовала» с ним. Книга, писалась в то время, когда мы не дорожили нашей культурой, наплевательски относились к тому, что создавали наши предки. Когда ломали храмы, перестраивали их под конюшни, а древними иконами забивали оконные проёмы. К счастью, те времена прошли. По крайней мере, я очень на это надеюсь. Это уже история. И её надо помнить. И извлечь уроки

defederge (20 апреля 2012 г., 20:37):
Удивительная книга. Самое интересное, что узнала о ней совершенно случайно. В книге описан не только (подробно) процесс реставрации икон, вообще - много специфического, но описана собственно страсть коллекционера. Затронуто многое - упадок деревни, закрытие и разрушение церквей, в которых вместо алтаря, допустим, зерно лежит...
"Ну ладно, думал я между тем, для людей неверующих церковь не может служить предметом уважения. Понятие и чувство красоты, допустим, отсутствуют. Можно забыть и то, что во все, начиная с книги, кончая росписью на потолке, вложен человеческий труд. В этих стенах побывали, положенными во гроб, наши отцы, деды и прадеды. Неужели место, ритуально связанное с погребением наших родителей и предков, не достойно лучшего обхождения? От этого один шаг до того, чтобы надругаться над самими могилами".
Честно говоря, сердце кровью обливалось: сколько всего потеряно, вернее уничтожено самими людьми. Не умели мы хранить то прекрасное, что было создано. "весь мир насильно мы Что ж это вполне получилось. Именно поэтому с трепетом относишься к тем, кто пытается найти, разыскать, сохранить и восстановить утраченное.
Книга о попытке сохранить и донести до будущих поколений красоту древнего русского искусства.


Список книг В. Солоухина, которые есть в наших библиотеках:

1. Бедствие с голубями: повести и рассказы. – М.: Сов. писатель, 1984. – 304с.
2. Ветер странствий: очерки. – М.: Сов. писатель, 1960. – 280с.
3. Владимирские проселки. – М.: Молодая гвардия, 1958. – 304с.
4. Возвращение к началу. – М.: Современник, 1990. – 478с.
5. Дерево над водой. – М.: Сов. Россия, 1987. – 368с.
6. Камешки на ладони. – М.: Современник, 1988. – 446с.
7. Капля росы. – Уфа: Башкирское книжное издательство, 1971. – 224с.
8. Письма из Русского музея; Время собирать камни. – М.: Правда, 1990. – 684с.
9. Созерцание чуда; Третья охота; Трава; Григоровы острова. – М.: Сов. Россия, 1984. – 400с.