Лекция «Древнейшая песнь материнства» в Библиотеке Лихачева

28 ноября 2011 года в Народном музее семьи Рерихов Библиотеки им. Д.С. Лихачёва состоялась лекция «Древнейшая песнь материнства», посвящённая Дню матери. Слушателями её стал актив женсовета ЗСМК.

С древних времён разные народы мира почитали Небесную Мать – покровительницу и заступницу людей. Для христиан этот образ слился с образом Матери Христа. Из глубины веков до наших дней дошли многочисленные изображения Богоматери, раскрывающие тот или иной её аспект. Об этих образах и рассказала слушателям искусствовед Е.С. Кулакова.

В древней Руси образ Богоматери был одним из самых любимых народом. Известный философ Николай Бердяев объясняет это тем, что «Россия – земля покорная, женственная. <…> Русский народ всегда любил жить в тепле коллектива, в какой-то растворённости в стихии земли, в лоне матери. <…> Русская религиозность – женственная религиозность…. Это не столько религия Христа, сколько религия Богородицы, религия матери-Земли, женского божества, освещающего плотский быт».

Один из древнейших типов изображения Богоматери с молитвенно воздетыми вверх руками – Оранта, что в переводе с латинского означает молящаяся. Воздетые руки Оранты стали символом вечной, неостановимой, несущей миру надежду и защиту молитвы.  Изображения Оранты в храме помещали в конхе – полукуполе над алтарём. Ярким примером такого образца может служить мозаика, украшающая конху собора святой Софии в Киеве XI века. В древнерусской иконописи был распространён поясной образ Богоматери Оранты с Младенцем Христом в круглом медальоне. Он получил название «Знамение». В Великом Новгороде и его землях Богоматерь Знамение особо почиталась, так как в XII веке Она спасла новгородцев в битве с осадившими город суздальцами.

Ещё один тип Богоматери, полюбившийся на Руси, - Одигитрия, что в переводе с греческого означает Указующая Путь или Путеводительница.

Икона Богоматери Одигитрии была привезена на Русь из Византии в XI веке и с XII века находилась в Успенском соборе г. Смоленска, отчего и получила название Богоматерь Смоленская.

Существует большое число разновидностей извода Одигитрии: Смоленская, Тихвинская, Казанская, Грузинская, Иверская, Иерусалимская и другие. О некоторых из них было рассказано в лекции.

 



Богоматерь Владимирская, почитающаяся как палладиум русской государственности, доставлена в Киев в XII веке. Эта икона относится к типу Умиление (по-гречески Елеуса), который также полюбился на Руси.

Икона Богоматери Владимирской шесть раз спасала Москву от разорительных набегов татар – в 1395 году от Тамерлана, в 1480 году – от хана Ахмата, в 1521 году от казанского хана Махмет-Гирея и др.

Почитание Богоматери Владимирской привело не только к многочисленным её повторениям, но и распространению самого типа Умиление, с некоторыми изменениями извода. Так к типу Умиление относятся такие прославленные иконы, как Богоматерь Донская, Фёдоровская, Толгская, Белозерская, Любятовская и др.

Образ Богоматери почитается и в наши дни, помогая людям преодолевать трудности жизни и осмысливать «материнский путь» России, о котором писала поэтесса, философ, публицист и общественно-религиозный деятель Е.Ю. Кузьмина-Караваева. На лекции прозвучали её слова из очерка «Родина и народ»: «Среди мира Россия – всего более земля, Святая земля, мать, удел Богородицы. Народам даны разные пути. России же дан материнский путь, и в этом нельзя не видеть конечную цель её служения».

Елена Станиславовна Кулакова, руководитель Народного музея семьи Рерихов Библиотеки имени Д.С. Лихачева